ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШИ
НОВОСТИ И АНОНСЫ.

Пост-релиз вебинара Crowe Tax Talks: Принят Законопроект о виртуальных валютах. Обзор от разработчиков законопроекта. Мы резюмировали следующие выводы:

  • 09.2021 г. был принят новый законопроект «Об виртуальных активах» №3637, который направлен на создание рынка виртуальных активов в Украине. Данным законопроектом определяется понятие виртуального актива, как нематериального блага, а также его классификация на обеспеченный и необеспеченный виртуальный актив. Отличие в этих двух категориях состоит в том, что не в необеспеченном виртуальном активе не существует лица, которому можно предъявить встречное требование, в то время как в обеспеченном виртуальном активе предъявитель может предоставить встречное требование к держателю базового актива. Указывается, что если базовый актив является специальным, то данные активы являются финансовыми и делятся на: обеспеченные валютными ценностями и необеспеченные валютными ценностями активы.
  • Регулятором обращения виртуальных активов, обеспеченных валютными ценностями, является НБУ, а в случае, если базовым активом являются ценные бумаги или деривативные финансовые инструменты, то регулировать их обращение будет НКЦБФР.
  • Законом был определен круг поставщиков услуг виртуальных активов: субъекты предпринимательской деятельности (ФОПы не могут быть поставщиками), которые оказывает отдельные виды услуг при получении специального разрешения.
  • В будущем будет создан отдельный регулятор, который будет осуществлять контроль рынка виртуальных активов (на данный момент НБУ и НКЦБФР, которые регулируют только эмитированные в Украине активы). Описаны 4 вида услуг оказания которых будет требовать специального разрешения: хранение и администрирование, обмен, перевод и посреднические услуги с виртуальными активами. В случае распоряжения собственными виртуальными активами, ограничения применяться не будут.
  • Также регламентируются вопросы публичного предложения виртуальных активов. Наиболее просто будет токенизировать базовые активы, без особого порядка обращения, если же базовый актив будет сложным, то эффективное обращение будет возможно в случае издания акта подзаконного нормативно-правового регулирования.
  • Вопрос по налогообложению виртуальных активов остается открытым и говорить об этом пока что преждевременно. Также указывается, что виртуальный актив нельзя обменять на услугу, а только на финансовые активы. Однако в базовой логике будущего налогообложения закладывается отсутствие НДС по операциям с виртуальными активами, 5% налог с инвестиционной прибыли (то есть с разницы на приобретение актива и дохода от его продажи) для физ. лиц – военный сбор.
  • По мере развития рынка виртуальных активов в Украине будет поднят вопрос создания инструментов для гарантирования безопасности потребителей услуг рынка виртуальных активов.
  • В текущей редакции данного законопроекта вопрос майнинга не описан, однако не исключается, что для большего удобства работы майнеров в Украине необходимо будет описать на уровне изменений в НКУ (например, на уровне методологии учета расходов, чтобы скалькулировать суммы в валовые расходы).
  • Единственный работающий способ определения справедливой стоимости — это стоимость сделки с виртуальным активом. Для целого ряда активов существуют дополнительные инструменты определения стоимости: котировки на крупных биржах; аналитические ресурсы, которые собирают данные с бирж и другие.

 

ru_RUРусский